Николай Свищов-Паола

13.05.2011 in16:43 in Nature, animals, Old Masters -->


Share

Его часто спрашивали о происхождении необычной фамилии. Иностранцев, казалось бы, в роду не было. Отец Иван Свищов, торговал в Москве бельем, имел собственный магазин на Тверской. Мать Екатерина Кудрявцева, из смоленских крестьян. Откуда же тогда “Паола”?

В конце 1908 года столичный фотограф Николай Свищов, уже известный и модный, покупает новую студию. Располагалась она на углу Петровки и Кузнецкого моста (против нынешнего ЦУМа) и принадлежала раньше Н.С. Кроткову, редактору журнала “Вестник фотографии”. Называлась студия “Паола” (тяга российского предпринимателя к звучным иностранным именам известна). С той поры стали звать Николая Ивановича то Свищовым, то Паолой. Когда же пришло время получать новый паспорт, чиновник, невзирая на протест хозяина, вписал в бланк двойную фамилию.

Однажды иностранная вывеска чуть не сыграла с русским фотографом злую шутку. Когда в 1914 году грянула война, толпы патриотически настроенных москвичей пошли громить лавки немцев. Под горячую руку подвернулась и “Паола”. До расправы, к счастью, не дошло: соседям удалось убедить погромщиков, что Свищов – точно не германский шпион.

…Старейший русский фотохудожник родился в 1874 году в Москве, где и прожил 90 лет. Его работы – панорама развития жанров, стилей и приемов фотографического искусства начала века. Свищов-Паола виртуозно владел ныне почти забытой техникой печати гуммиарабик и бромойль, дающей эффект мазков кисти на полотне. Увлекался размытыми снимками, сделанными объективом “монокль”. Первым придумал печатать изображения на фарфоре и молочном стекле, что имело шумный коммерческий успех.

Лучшие годы творчества – 1910-1920-е. Триумф на российских и заграничных фотовыставках, золотая медаль в Париже в 1924 году за знаменитую “Блондинку”. Пейзажи, натюрморты, жанровые сцены… Наиболее ярко Свищов-Паола проявил себя как портретист. Даже не знакомые с историей фотографии знают снимок Сергея Есенина с трубкой и тростью (1919). Хрестоматийными стали “Цыганка”, “Старик”, “Натурщик”, портреты великих современников – Н.И.Жуковского, С.Я.Лемешева, И.С.Коэловского. В.Л.Качалова.

Больше 200 работ выполнено для четырех выставок “Искусство движения”, проходивших с 1925 по 1928 год. В число их организаторов входили Хореографическая лаборатория Государственной Академии художественных наук, Российское фотографическое общество, редакция журнала “Известия физкультуры”, Институт труда. Ассоциация ритмистов. Перед фотографами ставилась задача “наглядно сопоставить все виды искусства движения: танцевального, физкультурного и трудового”. Работы оценивались по разделам – балетные, цирковые, пластические и эмоциональные этюды, танцы разных народов, эксцентрика, движения на ветру, в воде, трудовые процессы, прыжки, упражнения с велосипедом, бокс и другие.

Однако, по мнению некоторых критиков и искусствоведов тех лет, станковая фотография все более отставала от бурного развития фотоискусства, вступающего на новый путь. Не удалось избежать обвинении в “отходе от главных тем современности” и Свищову-Паоле. И это несмотря на то, что стареющий мастер всеми силами пытается идти в ногу со временем – выставляет серии жанровых и даже производственных снимков (“Пахарь”, “Кузница”, “Бабушкины сказки”), готовит группу фотографов для ОГПУ, ведет кружок при Московском городском доме пионеров. Его упрекают в импрессионистическом подходе к фотографии, припоминают увлечение символизмом. Впрочем, наградой за долголетнюю деятельность становится Почетная грамота Президиума Верховного Совета.