Boyd Webb

13.02.2011 in17:44 in Creative,photoart, New masters -->


Share

Бойд Уэбб родился в городе Крайстчерче (Новая Зеландия) в 1947 году. Когда ему было двадцать пять лет, он уехал в Лондон, чтобы получить магистерскую степень по скульптуре в Королевском колледже искусств. Уэбб принадлежит к тому же поколению британских художников, что и Ричард Вентворт, Ричард Дикон и Элисон Уилдинг.

С 1976 года работы Уэбба регулярно выставляются в Новой Зеландии, Европе и Америке. Основные обзорные выставки состоялись в 1978-м и 1987 годах в лондонской галерее Уайтчапел, в 1990 году в вашингтонском музее Хиршхорна и в 1999 году в составе гастролирующей экспозиции в галерее в Окленде. Уэбб представлял Новую Зеландию на биеннале в Сиднее в 1995 году. Сегодня Уэбб живет и работает в Брайтоне и много путешествует.

Причудливый юмор фотографа и страсть к аллегориям и фантасмагориям сделали его популярным художником. На большеформатных сибахромах (cibachrome — название особой фотобумаги и технологии печати, дающих высокое качество и яркость цветов) люди и их окружение выглядят откровенно странно.

Критики описывают загадочные, неудобные, проблемные, но внешне достоверные снимки Уэбба фразой «непослушная правда». «Непослушная правда» заметна и в ранних работах. Учеба на факультете скульптуры помогла молодому Уэббу понять, что фотография — одно из лучших средств для концептуальных игр. А играть художник любил всегда — например, никто из преподавателей не видел его выпускной работы до последнего дня, а когда пришло время защиты, Уэбб закрыл свой выпускной проект на ключ в шкаф и увидеть его было можно, только попросив разрешения у специально нанятого для такого случая секретаря.

Сказать, что Уэбб просто фотограф, — то же самое, что назвать Раушенберга типографом. Его техническое мастерство позволило создавать работы, которые воспринимаются как подлинные. Эти изображения больше ассоциируются с сюрреализмом, чем с любым из традиционных фотожанров. Причем многие воспринимают снимки Уэбба скорее как живописные фотореалистические картины, чем как фотографии.

Когда фотограф запечатлевает фигуры людей, на память приходят скульптуры Дуэйна Хэнсона (американского скульптора, получившего известность за необыкновенную реалистичность скульптур). Фотограф играет со зрителем, с нашим восприятием себя и мира, поэтому фотографии вызывают у аудитории все новые сомнения.

Во многих работах Уэбба читаются апокалиптические предупреждения о неподобающих отношениях между человеком и окружающей средой. Одни снимки (например, «Mezzanine») просто передают эту идею, другие («Nemesis» или «Replenish») больше похожи на практические рекомендации по спасению человека и природы. Уэбб часто не только изображает проблему, но и дает вариант ее решения.

В таких работах, как «Agar» и «Celeste», немедленно распознается квазинаучная природа снимков, на которых объединены внешнее и внутреннее пространство. Уэбб легко признает, что его работы — это лишь дилетантское восприятие науки. Его снимки интуитивны и умозрительны, и зрителю стоит относиться к ним именно так. Любителю научной фантастики не составит труда домыслить суть этих странных эмпирических экспериментов.

«Я предпочитаю печатать изображения размером с обычную дверь и надеюсь, что зритель сможет метафорически войти в картину, углубиться в нее, не замечая краев рамы», — говорит Уэбб.

Благодаря большим размерам отпечатки вовлекают зрителя в сопереживание происходящему на снимках и в личном мире художника. Фотографии становятся порталами в параллельную вселенную, где объекты узнаваемы, но их применение и поведение совершенно невозможны в нашем мире. В работах вроде «Abyssogramme» еще можно отыскать какие-то параметры трех измерений, но, например, в работе «Kibbutz» физическая реальность уже другая и в корне отличается от нашей.

Работы Уэбба впечатляют своей театральностью и кинематографичностью. Они заставляют вспомнить о «Космической Одиссее» Кубрика, или о фильме «Куда приводят мечты» Винсента Варда, или о фантазиях Феллини.