Группа F64

28.03.2011 in22:23 in Miscellaneous -->


Share

«Группа F64» — одно из самых известных объединений фотографов, история которого обросла множеством довольно противоречивых легенд. По одной из версий в конце 1920-х годов Ансель Адамс встретился с апологетом «чистой фотографии» Полем Стрэндом и под его влиянием решил покончить со своим «пикториальным прошлым». С начала 1930-х годов снимки Адамса стали тщательно выстроенными, абсолютно резкими с широким диапазоном полутонов. Позже он отрицал, что испытал чье-либо влияние: «Это я все придумал», — заявил Ансель Адамс в 1983 году, — «Я ощутил миссию! Простой отпечаток без всяких манипуляций — это самое прекрасное!»

Ансель Адамс считал этот снимок
образцом «чистой фотографии» (первая фотография – роза)

Как бы то не было, в 1932 году Адамс предложил группе фотографов объединиться с целью борьбы за продвижение «чистой фотографии» и, соответственно, против своей альма-матер — фотографии пикториальной. Восемь (по другим данным семь, по еще более другим — одиннадцать) фотографов собрались в галерее Уилларда Ван Дайка. Самые знаменитыми были Имоджен Каннингем, Эдвард Уэстон, Ван Дайк и, конечно же, сам Адамс. Кроме этого в группу вошли Консуэло Канага, Альма Лавенсон (ее автопортрет украшает заголовок статьи), очередная любовница Эдварда Уэстона Соня Носковяк, его сын Бретт Уэстон и ряд других фотографов.

Собравшиеся немного поспорили о названии группs и в конечном итоге сошлись на F64 (иногда пишут F.64, F-64 или F/64) символизирующие собой минимальное отверстие диафрагмы фотообъектива, при котором получается особенно четкое и резкое изображение. Подражая дадаистам, сюрреалистам и другим модным течениям своего времени они сочинили манифест, в котором рассказали о целях общества и естественно отмежевались от пикториализма.

15 ноября 1932 года манифест вместе с объявлением об открытии первой выставки группы был вывешен на стене музея М. Х. де Янга в Сан-Франциско. Выставка, как и последующие мероприятия группы, не привлекла особого внимания. Фотографы собрались вместе еще два или три раза, устроили еще несколько выставок и в 1935 году — расстались. Может показаться странным, но именно после того как группа перестала существовать, о ней заговорили, ее идеи стали оказывать существенное влияние на развитие фотографии в Соединенных Штатах и во всем мире.

***

Восторги по поводу F64 отнюдь не были единогласными. Вот что писал знаменитый венгерский фотограф Андре Кертес (хотя его мнение трудно назвать непредвзятым): «В то время [Кертес приехал в Америку в 1936 году, когда группа уже распалась — А.В.] современная фотография была таковой, какой ее представляла «группа F/64». Если вы хотите научиться писать, то вы изучаете алфавит, тренируетесь каждый день. В конце концов, у вас получается очень красиво. Но что вы собираетесь писать этим алфавитом? Превосходная техника, ничего не выражающая. Я называю это «каллиграфической фотографией по-американски». Такая здесь формула успеха. Интересный предмет, убитый миллионом совершенно не нужных деталей. Чтобы создать фотографию одной техники мало, нужна выразительность. Естественно мой стиль не был принят».