Семь человек-невидимок / Seven Invisible Men / Septyni nematomi zmones (2005)

08.12.2014 in09:02 in фильмы -->


Share

Режиссер: Шарунас Бартас / Sarunas Bartas
В ролях: Дмитрий Поднозов, Саакануш Ванян, Александр Есаулов, Игорь Цыганков, Рита Клейн, Денис Кириллов, Юлия Юрченко, Николай Косынко, Исмаил Сулиманов, Олег Четвериков, Расим Мамутов, Казим Мустафаев, Валентина Четверикова

О фильме:
Бартас, живущий между Вильнюсом и Роттердамом, давно снискавший славу в европейских киноманских кругах, снимает вырождающуюся жизнь окраины мира. Это – Россия, на грандиозных просторах которой нет места не только целым народам, но и людям, чье жуткое прошлое отвело им роль изгоев без будущего. Его – гражданина мира – влечет бесконечное, лишенное четких национальных и культурных примет пространство постимперской провинции. Бартас всегда снимает кино про экзистенциальные тупики, лабиринты и коридоры, про жизнь, в которой отсутствуют смысл, нормы и правила, и только пузырится бессмысленно и печально сама материя бытия. Эту историю про изгоев-угонщиков, безнадежные поиски и попытки человека сохранить в себе хотя бы слабое шевеление сердца он мог расположить в любых декорациях. Но бесконечное унылое пространство причерноморской степи, где ветер гоняет пыль и раскачивает бурьян на ржаво-железобетонных обломках совковой цивилизации, оказалось декорацией идеальной. И разноплеменные люди, населяющие его, давно забывшие, зачем живут, готовые бесконечно терпеть и, вспыхнув, мгновенно убить соседа в пьяной драке, – все эти поразительно достоверные типажи стали главными героями фильма, зримо и убедительно воссоздающего очертания общего постимперского морока, тяготеющего над жизнью, охваченной неутоленной тоской по структуре и смыслу.

Фильм снимали в Крыму. С многозначительными паузами, умопомрачительными крымскими пейзажами и вселенской обреченностью, сквозящей в каждом жесте. Центральной стала сцена зверской пьянки, снятая, несомненно, в документальном режиме, с непрофессиональными актерами, потому что ни один самый великий актер не способен раскрыть такой жуткой бездонной душевной помойки. У любого актера есть предел достоверности, дальше которого он заглянуть никогда бы не решился. У этих людей предела нет. Провокация – проблема, которая встает в документальном кино всегда. В игровом кино эта провокация беспредела шокирует тем более. Потому что режиссер не просто фиксирует ужас перерождения человека в зверя. Он моделирует его. Бартас ставит в скотские условия реальных людей, неактеров, заставляет падших вываливать всю накопившуюся в них душевную блевотину. Бартас ни к чему не призывает. Он бежит от пафоса как от чумы. Только называет, показывает, часто в ущерб драматургии. Правда, сама съемка поднимает изображаемый мир до шедевров старых мастеров. Конечно, это непотребная российская глубинка. Но вместе с тем это – колоссальный эстетический прорыв, основанный на открытиях Вермеера, Рембрандта, Гойи, Брейгеля, то есть на гуманитарном посыле самого изображения. Эстетика берет на себя этическую функцию. dira

Выпущено: Литва, Франция, Португалия, Нидерланды