Сомнамбула / Somnambuul / Somnambulance (Эстония, 2003 )

25.09.2014 in17:56 in фильмы -->


Share

Страна: Эстония

Режиссер: Сулев Кеэдус / Sulev Keedus


В ролях: Катарина Лаук, Эвальд Аавик, Иво Ууккиви и Яан Ууспыльд.

Описание: Психологическая драма/притча. Эстония, осень 1944.Линия фронта уже совсем близко. Десятки тысяч людей покидают родные места, приморские деревни остаются почти безлюдными. Молодая женщина, Ээтла, неожиданно для себя не садится в последнюю лодку, отрезая себе все пути к отъезду. Она возвращается в свой дом на майке, где работает её отец. В страхе от завтрашнего дня она будет искать успокоения и убежища в собственных мечтах, в которых будет обращаться то к отцу, то к скрывающемуся от войны молодому доктору, Каспару, но чаще — к самой себе…

Сулев Кеэдус режиссер игрового и документального кино. Родился 21 июля 1957 г. в Таллинне. Окончил Таллиннский педагогический институт, ВКСР в Москве(1989г., мастерская А.Н.Митты). В 1977–81 — помощник оператора и режиссера на Эстонском ТВ, затем — режиссер. Снял множество документальных фильмов. Призер международных кинофестивалей.

Фильмография (игровое кино):
1990 «Единственное воскресенье» (ТВ)
1998 «Георгики»
2003 «Сомнамбула» здесь

— Действие происходит в 1944 году. Но мне показалась, что речь не о Второй мировой войне, а о болезненном, угнетенном состоянии, которое вызывает любая война. Герои живут в тоске и тревоге, ждут неприятностей, смерти. Почему вы выбрали сороковые годы, а не, допустим, начало XXI века?

С.К.: Я не собирался делать историческое кино. Исторический фильм подразумевает манипуляции с массами, идеологией, государством, а мне хотелось рассказать о чувствах и о людях. Но каков бы ни был сюжет, формальная привязка необходима, нельзя болтаться вне времени и пространства. Поскольку я не до конца понимаю, что с нами сейчас происходит, я не стал трогать настоящее время. Выбрал эпоху, которой не видел, и наделил этот абстрактный с моей точки зрения период ощущениями сегодняшнего дня. Факты, события 1944 года явились каркасом, драматургической основой, а эмоции персонажей — сродни тем, что мы чувствуем сегодня. 1944 год называют поворотным в истории эстонского народа. В это время интеллигенция, большинство образованных людей покинули Эстонию. Они думали, что уедут на несколько месяцев, пока не закончатся война, оккупация, неразбериха, но остались на чужбине на долгие годы. В первых кадрах герои фильма — молодая девушка по имени Ээтла и ее старый отец — горячо спорят. Отец сделал невозможное, чтобы отправить Ээтлу в Швецию. Но она, выскочив из лодки, бросив попутчиков, вещи и драгоценности, возвращается бегом по мелководью домой, на старый маяк и бьется в истерике, убеждая отца, что за границей будет гораздо хуже, ведь там она чужая.

С.К.: Насилие по отношению к женщине, народу или стране одинаково мерзко. Разговоры о войне часто кажутся абстрактными именно потому, что убитых, то есть подвергшихся насилию, исчисляют тысячами, миллионами, а до страданий одного человека руки не доходят. Число жертв имеет значение для политики и демографии, но для людей, лично переживших испытания, это бездушные цифры. Ощущение времени складывается из мелочей, эмоций, нюансов. Война — страх, холод, болезни и насилие — зверское, перманентное, над телом и душой. Мне кажется, что искусство, особенно кино, не должно закрывать на это глаза. Хотя, если сузить тему и говорить о сексуальном насилии, ни один фильм не передаст, что чувствует подвергшаяся насилию женщина, как безобразно и непоправимо искажается ее мир, как уходит ощущение целостности собственного тела.

С.К.: В мире много людей. Но близкие люди исчисляются единицами, не каждый, даже при наличии семьи, может похвастать, что у него есть родной человек. Чем гуще концентрация, тем ощутимей вакуум. В фильме нет персонажа, к которому героиня смогла бы привязаться. Фантазируя, она предвкушает, что появится некто, кому она посвятит и отдаст себя. Ждет, ждет. Но ожидание напрасно. Неудовлетворенность, нерастраченность чувств подогревают истерические выплески, которых она не скрывает. Нам не хотелось посвящать фильм потаенным, подавленным женским страстям — таких картин в мировом кино сделано немало. Появление “Сомнамбулы” не в последнюю очередь спровоцировано дневниками некой молодой особы, описывавшей свои сновидения. Меня поразила их беспощадная откровенность. Я понял, что сон — состояние, где люди не врут себе и не обманывают других. Мне захотелось, чтобы наша героиня была бы столь же правдива в реальности. Ээтла психически здорова, но ее не покидает чувство, что молодость, обаяние, способность любить пропадают зря, и она без стыда заявляет об этом. Искренних часто принимают за ненормальных.