Alexis Perevoschikov

24.12.2013 in17:19 in Portraits -->


Share

Алексей Михайлович Перевощиков родился 24 февраля 1905 года в селе Усть-Чепца Вятского уезда. Дом Перевощиковых стоял недалеко от реки по левой стороне нынешней улицы Ленина города Кирово-Чепецка и значился перед сносом в 1973 году под номером семьдесят пять. Улица в начале прошлого века именовалась Просницкой, затем её переименовали в улицу Свободы и уже позже она стала носить имя Ленина.
В семье Михаила Андреевича и Анны Яковлевны Перевощиковых был определённый достаток, который позволил Алексею учиться и закончить в 1923 году среднюю школу второй ступени. В юношеские годы Алексей Перевощиков, один из первых комсомольцев села, мечтал стать живописцем. В декабре 1924 года Алексей Михайлович женился и скоро переехал в Вятку, где стал работать в клубе спичечной фабрики “Красная звезда”. В 1926 году он становится студентом Вятского художественно-промышленного техникума. В то же время увлекается фотографией и знакомится с проживающим в Вятке Сергеем Александровичем Лобовиковым, знаменитым фотохудожником-реалистом, сыгравшим исключительную роль в развитии отечественной фотографии. Встреча с большим мастером произвела на юношу неизгладимое впечатление, определив его дальнейшую судьбу.

увеличить фотографиюВ 1927 году Перевощиков начинает сотрудничать как фотокор в “Вятской правде”, Учёбу в техникуме по болезни в 1928 году пришлось оставить, хотя он считался наиболее одарённым учеником и как способный художник был рекомендован для продолжения учёбы во ВХУТЕМАС (высшие художественные технические мастерские). От тех времен сохранилось шесть картин Перевощикова, выполненных маслом, три из них хранятся в семье, другие три подарены музею Кирово-Чепецка.

Вместе с семьёй Перевощиков возвращается в Усть-Чепцу и в течение года работает фотографом в сельхозкоммуне. После закрытия коммуны в 1930 году в течение трёх лет трудится фотографом в Боровицком доме отдыха.

В 1933 году Перевощикова приглашают в штат редакции “Вятская правда”, за 9 лет работы он побывал во многих городах и селениях Кировской области. Снимал для газеты деревенских тружеников, седовласых стариков, забавную детвору и, конечно, вятские пейзажи. Публиковались на страницах “Вятской правды” его снимки и со строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ – важнейшей в то время для Вятского края стройки.

В ноябре 1942 года Перевощикова призвали в армию, он стал фотографом военно-морского клинического госпиталя, эвакуированного из Ленинграда в Киров. После снятия блокады госпиталь со всем штатом возвратился в Ленинград, где Алексей Михайлович и закончил службу в октябре 1945 года. В ноябре того же года он стал фотокорреспондентом Ленинградского отделения ТАСС. Но проработал в этой должности недолго. Возвратившись домой, стал работать фотографом на местной ТЭЦ.

В 1952 году Алексей Михайлович начал заниматься художественной фотографией. Первый значительный успех пришел к нему в 1956 году после участия во Всесоюзной фотовыставке в Ленинграде – за 29 снимков он получил 3 диплома и 3 премии. Вскоре многие центральные газеты и журналы опубликовали фотографии мастера. Успешно участвует Алексей Михайлович во всесоюзных и зарубежных выставках. В прессе появляются публикации о его творчестве. В начале 1959 года на прилавках магазинов появляется книга “Советская художественная фотография” ведущего фотоискусствоведа С. А. Морозова, в которой он в ряд выдающихся фотомастеров страны ставит и Перевощикова.

В семидесятые годы АПН (агентство печати и новостей) приобретает у Перевощикова большое количество фотографий и отправляет их на выставки в Англию, Францию, Швецию, Грецию, Японию, в страны арабского мира. В мае 1966 года журнал “Совиет Лайф”, издаваемый на английском языке, помещает двадцать фотографий Алексея Михайловича и статью “Чёрное и белое” Бориса Королёва о его творческих взглядах. В декабре шестьдесят восьмого “Совиет Лайф” снова печатает подборку фоторабот Перевощикова, сопровождая снимки стихами Пушкина и Есенина, прозой Пришвина. Это послужило хорошей рекламой, и на следующий год более двух десятков его фотографий увидели посетители советской фотовыставки шести американских городов и Западного Берлина, а в конце 1969 года ему присуждается бронзовая медаль на международной выставке в Гааге (Нидерланды).

увеличить фотографию4 декабря 1971 года в Риге открывается персональная выставка Перевощикова. В каталоге выставки значится 98 работ, среди ни были представлены и новые произведения, отмеченные своеобразием поисков последних лет. В 1973 году выставка Перевощикова демонстрируется в двух прибалтийских городах – Вентспилсе и Даугавпилсе.
увеличить фотографиюВ октябре 1973 года Алексей Михайлович и его жена Олимпиада Агафангеловна оставили свой, попавший под снос дом и переехали в благоустроенную квартиру. Этот год стал переломным в творческой биографии Перевощикова. Его фотографии ещё будут путешествовать по свету, его ещё назовут в Англии лучшим советским фотоимпрессионистом, он будет участвовать во всевозможных столичных и местных выставках, но душа художника уже ищет уединения. Он навсегда закрывает чёрной тканью окно своей комнатки лаборатории, подчиняя быт работе. В архиве мастера немало старых негативов, с которых он никогда не печатал. Надо перебрать их, вспомнить прожитое, заглянуть в будущее. Но вместе с тем он продолжает снимать и новые сюжеты.

В августе 1983 года журнал “Советское фото” опубликовал статью С.Морозова “Фотографы с Вятки-реки”. Известный искусствовед назвал в ней Перевощикова талантливым фотографом-поэтом, которого отличает метафоричность творчества. А между тем пришло время, когда Алексей Михайлович уже не мог заниматься любимым делом – навалилась старость, лишила его зрения. К счастью, после трудной операции, проведённой в Кирове, он снова смог приступить к работе.
В четвёртом номере “Советского фото” за 1987 год Г.Лукьянова в статье “Видеть одухотворённо” написала: “Если говорить о философском пейзаже, то до сих пор непревзойдённым в этом плане остаётся Алексей Перевощиков.
Последняя весна Перевощикова была тяжёлой. Просматривая последние, сделанные более года назад фотографии, он сказал: “Это моя лебединая песня, больше нет физических сил”. 14 декабря 1988 года Алексей Михайлович сделал последнюю запись в своих бумагах: “Жить больше некогда, надо и пора уходить из жизни в согласии с собственным желанием”. 18 декабря Алексея Михайловича не стало. Похороны состоялись 22 декабря 1988 года, В 1992 году в память об Алексее Михайловиче Перевощикове на доме, где он жил последние пятнадцать лет, была установлена мемориальная доска. А в 1996 году имя Перевощикова было присвоено новой улице Кирово-Чепецка.