Brassai

10.03.2011 in19:53 in Documentary, Old Masters, People -->


Share

Брассай (фр. Brassaï, собственно Дьюла Халас, венг. Gyula Halász,

 

Родился 9 сентября1899 г, Брассо, юго-восточная Трансильвания, Австро-Венгрия — 8 июля 1984, Эз, деп.Приморские Альпы, Франция) — венгерский и французский фотограф,художник и скульптор.

Отец — венгр, преподаватель литературы, мать — армянка, сам Брассай нередко называл себя евреем. Участвовал в Первой мировой войне, затем учился вбудапештской Академии художеств (1918—1919) и Академической высшей школе в Берлине (1921—1922). В 1924 году поселился в Париже, в кварталеМонпарнас, взял псевдоним по названию своего родного города («Brassaï» дословно переводится как «из Брассо»).

Сначала работал как график, живописец и скульптор, близкий к Парижской школе. После знакомства с А. Кертесом и его работами (1926) обратился к фотографии. Выпустил альбом Ночной Париж (1932), сразу принёсший ему известность. Обращаясь к жизни городского дна, чрезвычайно изощренно использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. С 1932 годачасто снимал произведения Пикассо, фактически создав летопись его творчества в фотографиях. С одной стороны, публиковал свои работы в авангардном сюрреалистском журнале Ж. Батая «Минотавр», с другой — на страницах светского «Лайфа». Создал галерею фотопортретов современников — Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жан Жене и др.

В годы войны из-за ограничений на фотографирование вернулся к изобразительному искусству. Выпустил тридцать рисунков в виде альбома (1945) с текстом Ж. Превера, в 1947 году оформил своими фотопанно созданный по преверовскому либретто балет«Рандеву» (театр Сары Бернар). После войны много путешествовал как сотрудник журнала «Харперс Базар». Издал книги прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Неизвестный Париж 1930-х» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (изд. 1997). Иллюстрировал книги Бретона, Б. Пере.

Брассай работает несколько по-иному, чем обычный документальный фотограф. Его работа более статична, а чему-то мгновенному, быстро исчезающему он передаёт присущий ему элемент размышления. Кажется, что он не столько заинтересован в возможных вариантах объекта, сколько в сохранении самого образа.

В 1974 году стал кавалером Ордена искусств и литературы, в 1976 году награждён Орденом Почётного легиона. В 1978 году получил в Париже Большую национальную премию по фотографии. В 2000 году в Центре Жоржа Помпиду состоялась ретроспективнаявыставка 450 работ мастера.