Мохой-Надь Ласло/Moholy Nagy

02.03.2011 in21:11 in Creative,photoart, Old Masters, People, Portraits -->


Share

Мохой-Надь (1895-1946) – венгерский мастер фотоискусства, живописец и скульптор. Экспрессивные фотопортреты (“Маяковский”), политические фотомонтажи (“Милитаризм”), пространственные композиции, оказавшие влияние на практику дизайна.

Теоретик фото- и киноискусства, журналист, одна из крупнейших фигур мирового авангарда первой половины XX века.

После ухода отца из семьи воспитывался в семье дяди, юриста по профессии. Получил юридическое образование. Первые стихи опубликовал в 1911. С 1915 воевал в австро-венгерской армии как артиллерийский офицер, был ранен на Русском фронте в 1917, после выздоровления оставлен в резерве в Будапеште. Начал посещать художественную школу, познакомился с представителями будапештского авангарда (кубизмэкспрессионизм), участвовал в нескольких групповых выставках. В конце 1919, после поражения Венгерской республики, переехал в Вену, затем в Берлин. Вошел в круг дадаистов, испытал воздействие К.Швиттерса, в архитектурных проектах развивал принципы конструктивизма. В19231928 работал в Баухаузе.

Среди его учеников был Йозеф Альберс. В 1924познакомился с В.Маяковским, создал несколько его фотопортретов. Писал киносценарии, снимал короткометражные фильмы («Берлинский натюрморт», 1926).

Сотрудничал с берлинскими экспериментальными театрами (в частности, политическим театром Э.Пискатора). В 1934 эмигрировал из нацистской Германии в Амстердам, в 1935 — вЛондон, в 1937 — в США. В гитлеровской Германии его произведения фигурировали на известной пропагандистской выставке Дегенеративное искусство (1937). Мохой-Надь создал в Чикаго Школу дизайна, которой и руководил с 1939 до конца жизни (умер от лейкемии).