Daido Moriyama*

19.07.2011 in16:30 in Art, Trifle -->


Share

“Я – не всегда беспризорная собака…иногда я – кошка,или насекомое.” (с)Daido Moriyama.

“Когда вы видите его работу, вы должны забыть все, что вы знаете о фотографии.” (с) Martin Parr

Ему было семь лет, когда Америка скинула атомную бомбу на Хиросиме и Нагасаки. Послевоенные годы, в которые он рос, были самым холодным временем в японской истории. Живя среди сцен разрушения и американизации, японцы были отдалены от своего прошлого. Быстро теряя свою идентичность, они все же принялись восстанавливать свою страну. В культурном и в психологическом отношении, это было время темноты, депрессии и духовной пустоты.

Это было окружающей средой Дайдо Мориама, он рос в этой атмосфере и это то, что он фотографировал. Он сфотографировал свое собственное разрушенное государство,и захватил обеспокоенную душу послевоенной Японии.

Фотографии Мориамы с того времени – одни из самых отличительных изображений, когда-либо сделанных.Он разработал собственный метод съемки, который позже назовут «ломографией»: ходил по Токио, в основном в Синдзюку (деловой район, своего рода «каменные джунгли» из небоскребов) и фотографировал, стараясь остаться незамеченным — «от бедра», не глядя в видоискатель. «Когда я иду по Синдзюку и фотографирую, то испытываю странное чувство — смесь страха и возбуждения.Нужно быть агрессивным, чтобы фотографировать в Синдзюку. Работать приходится быстро и нет времени подумать о качестве каждого отдельного снимка».

Вплоть до конца 1970-х годов никто не воспринимал Дайдо Морияму всерьез, считая, что он — просто недостаточно грамотный фотограф. Большинство его работ были «не в фокусе» и «без композиции» и мало кто догадывался, что именно этого автор и добивался. Его стиль позднее был назван blur-boke (зернистый, размытый, без фокуса). Самую известную фотографию в этом стиле «Бродячая собака» («Stray Dog»)  Морияма сделал в 1971 году. «Я тогда жил в гостинице в Тохоку,утром я вышел из отеля, увидел пса и сфотографировал. Я и помыслить не мог, что этот снимок станет знаменитым». Большое влияние на Морияму оказали три американца: писатель Джек Керуак («король битников» и «отец хиппи» оказавший большое влияние на культуру второй половины XX века), отец поп-арта Энди Уорхол с его «шелкотрафаретной живописью», талантливый фотограф Уильям Кляйн с его размытыми, «непарадными» улицами и их обитателями. «Я никогда не думал, что фотографии могут оказывать такое сильное влияние», — говорил Морияма после того как увидел фотоальбом «Нью-Йорк» выпущенный Кляйном в 1956 году.

Сегодня Дайдо Морияма — один из самых знаменитых японских фотографов. Он издал более 80 книг, неоднократно принимал участие в выставках, как в родной Японии, так и далеко за ее пределами.